Метод погружения

Педагогический метод для целостного усвоения материала

/Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2011
При деятельностном подходе задача «учить учиться» не может быть решена в рамках традиционной педагогики без «выхода» на технологический уровень. Образовательный процесс начинает перестраиваться в направлении развития субъектности учащегося, приоритета его самоорганизации, самодеятельности, самостоятельности.

Погружение является одной из моделей концентрированного обучения. Под концентрированным обучением понимается специально организованный образовательный процесс, предполагающий усвоение учащимися большего количества учебной информации без увеличения учебного времени за счет большей ее систематизации (обобщения, структурирования) и иного (отличного от традиционного) временного режима занятии.

Под «погружением» подразумевается длительное (от нескольких часов до нескольких дней) специально организованное занятие одним или несколькими близкими предметами. Начало упоминания термина в этом смысле относится к началу 80–х годов в связи с экспериментальной работой М.П. Щетинина. Позднее это направление выражается в многочисленных моделях:
  • «погружение» в сравнение,
  • межпредметные «погружения» (А.И. Тубельский),
  • метапредметные «погружения»,
  • эвристические «погружения» (А.В. Хуторской),
  • выездные «погружения» (А.А. Остапенко, Л.Н. Снегурова),
  • «погружения» в образ (С.А. Терскова, Е.В. Шубина),
  • «погружение» как средство коллективного способа обучения (С.Д. Месяц),
  • «погружение» в культуру (Е.Б. Евладова) и т.д.

Подробное описание «погружения» дано P.M. Грановской. Под «погружением» она понимает «активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры», причем под понятиями «погружение» и «суггестопедия» она ставит знак равенства. Р.М.Грановская отмечает, что в отличие от других методов обучения, в основном опирающихся ни убеждение, «метод погружения в значительной мере опирается на внушение». Результатом внушения является необычайно высокая концентрация внимания и усиление (раскрепощение) творческих способностей. «Метод погружения, - отмечает Р.М. Грановская, - опирается на три принципа: удовольствие и релаксацию на занятиях, единство сознательного и подсознательного, двустороннюю связь в процессе обучения».
Поскольку эти принципы взяты P.M. Грановской у Г.К. Лозанова, уточним их, обратившись к первоисточнику:
«Принцип «радости и ненапряженности» следует понимать до степени псевдопассивности поведения в отношении процесса обучения. Важно не внешнее поведение учащегося, когда он держится напряженно и стимулирует концентрированное внимание, а его внутренняя настроенность на обучение. Радость и ненапряженность – не разгружающий этап, а постоянная сущность обучения. Принцип «единства сознавания и несознавания» требует организованного целостного участия личности как в ее сознаваемых, так и в несознаваемых функциях.

Принцип «суггестивной взаимосвязи» направляет учебный процесс к активации резервов личности. Этот принцип требует непрерывной информации о результатах обучения».

Как отмечает Г.К. Лозанов, все принципы должны находить в неделимом единстве и в любой момент учебного процесса осуществляться одновременно.

Реализация данных принципов осуществляется тремя группами средств:
  • психологическими;
  • дидактическими;
  • артистическими.
«Психологические средства координируют периферические перцепции и эмоциональные стимулы, которые направлены на использование мотивационного комплекса, системы настройки, потребностей и вообще на активацию личности».

Анализ различных моделей концентрированного обучения позволяет выделить общие черты самой технологии. Кроме описанных общих сущностных признаков, общими компонентами всех описанных моделей являются:
  • многообразие взаимодополняемых форм учебной деятельности;
  • интеграция учебного материала и укрупнение дидактических единиц с последующей фиксацией в графическом виде;
  • групповые и коллективные формы обучения;
  • сотрудничество учителя и учеников;
  • ансамблевая работа учителей.

Общими преимуществами всех названных моделей являются:
  • целостность восприятия информации учащимися;
  • целостность получаемых знаний;
  • экономия учебного времени;
  • возможность углубленного изучения;
  • состояние комфортности при обучении.


При описании «погружения» у Т.Н. Смирновой мы находим, что «эффективность обучения зависит от группового сотрудничества, возможного лишь в условиях максимальной доброжелательности и тактичности... Там, где имеет место доверие, не всегда необходимы доказательства. Вера учеников в знания и педагогическое мастерство способствует росту их уверенности в усвоении учебного материала, что, в свою очередь, весьма благоприятно сказывается на общем подъеме их умственной работоспособности и познавательной деятельности.»
"Метод погружения опирается на три принципа: удовольствие и релаксацию на занятиях, единство сознательного и подсознательного, двустороннюю связь в процессе обучения."
Р.М. Грановская
советский и российский психолог, доктор психологических наук
"Радость и ненапряженность – не разгружающий этап, а постоянная сущность обучения. Принцип «единства сознавания и несознавания» требует организованного целостного участия личности как в ее сознаваемых, так и в несознаваемых функциях."
."
Г.К. Лозанов
болгарский педагог и психолог, разработавший в 1960-е годы метод суггестопедии, используемый для ускоренного обучения иностранным языкам.
"Если бы я был главным волшебником страны, то во благо образования перестал бы врать. Я бы сделал, чтобы школу рассматривали как место для создания условий по продвижению каждого ребенка по своему пути."
А.Н. Тубельский
президент Ассоциации демократических школ, директор московского научно-педагогического объединения «Школа самоопределения», кандидат педагогических наук.

Метод погружения

позволяет повысить уровень мотивации к учёбе, а также:
  • Реализовать принцип индивидуальности, позволяя каждому ученику познавать материал природосообразным ему темпом
  • Экономить учебное и личное время ученика и рабочее время педагога
  • Уменьшить утомляемость учащихся на уроках
  • Получать ученикам более цельные и углубленные знания
  • Реализовать программу опережающего обучения
  • Увеличивать объемы учебных знаний, не увеличивая время на их усвоение

Интеграция и метод погружения

/ Использование метода погружения в учебно-воспитательной работе: методические рекомендации/ автор - составитель Изотова Е. А. – Галич: 2011.
Интеграция соответствует внутренней логике развития научного знания и объективным проблемам современности, носящим комплексный характер. Как отмечал В.И. Вернадский, рост научного знания быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все специализируемся не по наукам, а по требованиям.

Основная цель интегрированного преподавания заключается в том, чтобы научить учащихся видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нём. Группировка учебных предметов вокруг определённых тем или проектов позволяет:
  • достичь экономии ресурсов при повышении эффективности образовательного процесса;
  • сформировать новый уровень педагогического мышления, системного, цельного, а не замкнутого в узкой своей специализации;
  • создать условия для активного использования педагогом как традиционных так и инновационных методик обучения;
  • способствовать развитию мышления учащихся, умений самостоятельно сопоставлять факты, высказывать суждения о процессах и явлениях, устанавливать связи и закономерности между ними, вырабатывать собственное решение, исследовать;
  • расширять и углублять содержание изучаемого материала, достигая уровня обобщения явлений;
  • поставить в центр образовательного процесса не тему, а учащегося.
Задачи педагогов могут быть следующими:
  • обучение учащихся приёмам выбора, принятия решения;
  • создание ситуации выбора содержания, форм и способов познавательной, творческой и другой деятельности;
  • знакомство учащихся с разнообразными способами организации деятельности по определённой теме;
  • стимулирование процессов самопознания, самодиагностики, самоорганизации учащихся;
  • активизация познавательной, творческой, социально и личностно значимой деятельности учащихся.

Из практического опыта нами выделены следующие преимущества данного метода:
  • целостность восприятия информации учащимися;
  • целостность получаемых знаний;
  • экономия учебного времени;
  • возможность углубленного изучения;
  • состояние комфортности при обучении.
Основная цель интегрированного преподавания заключается в том, чтобы научить учащихся видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нём.
Уважение и общение с ребёнком на равных — это наш фундамент из которого создаётся атмосфера понимания и принятия.
Наша просветительская деятельность основывается на принципах педагогики сотрудничества, педагогической поддержки. Нам важно сохранить в ребенке любознательность и радость открытий как естественного, гармоничного состояния.
Для нас в равной степени важны академические знания и развитие свободной личности. Ребята должны узнавать себя и делать осознанный выбор, осознанно относиться к своей жизни, своему развитию, осознавать ответственность перед самим собой и перед близкими.

Свяжитесь с нами:
Мы открыты для всех желающих!
Давайте вместе реализуем наш потенциал!
Присоединяйтесь к нам!

Мария Александровна Цай (Чайная)
Телефон: 8965-710-7317
Email: avr.borealis@gmail.com
ВК: chaynaya.mariya, veronika_severnoe_siyanie
Telegram: avrora_borealis, severnoe_siyanie_admin
Наши группы:
2021, Онлайн-среда "Северное Сияние"

ИП Цай Мария Александровна
ИНН организации: 771875376943, ОГРНИП: 322623400004371
391349, Рязанская обл., Касимовский р-н, с.Которово, д.78
Made on
Tilda